Психоакустика

Тема в разделе "Автозвук", создана пользователем Kaskad, 19 янв 2014.

  1. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    Нашел интересную статью, решил поделиться.

    Особенности восприятия звука человеком (психоакустика)
    Люди, обладающие абсолютным (аналитическим) музыкальным слухом, с высокой точностью определяют высоту, громкость и тембр звука, способны запоминать звучание инструментов и распознавать их через некоторое время. Они могут правильно проанализировать прослушанное, правильно выделить отдельные инструменты.

    Люди, не обладающие абсолютным слухом, могут определить ритм, тембр, тональность, но правильно произвести анализ прослушанного материала для них затруднительно.

    При прослушивании высококачественной аудиоаппаратуры, как правило, мнения экспертов расходятся. Одни предпочитают высокую прозрачность и верность передачи каждого обертона, их раздражает отсутствие детализированности звучания. Другие предпочитают звучание размытого, неточного характера, быстро устают от изобилия подробностей в музыкальном образе. Кто-то заостряет внимание на гармонии в звучании, кто-то на спектральном балансе, а кто-то — на динамическом диапазоне. Оказывается, все зависит от типохарактера индивида. Типохарактеры людей подразделяются на следующие парные классы: сенсорную и интуитивную, думающую и чувствующую, экстравертную и интровертную, решающую и воспринимающую.

    Люди с сенсорной доминантой обладают четкой дикцией, великолепно воспринимают все нюансы речевого или музыкального образа. Для них чрезвычайно важна прозрачность звучания, когда четко выделяются все звучащие инструменты.

    Слушатели с интуитивной доминантой предпочитают размытый музыкальный образ, придают исключительно важное значение сбалансированности звучания всех музыкальных инструментов.

    Слушатели с думающей доминантой предпочитают музыкальные произведения с высоким динамическим диапазоном, с чётко обозначенной мажорной и минорной доминантой, с выраженным смыслом и структурой произведения.

    Люди с чувствующей доминантой придают большое значение гармоничности в музыкальных произведениях, предпочитают произведения с небольшими отклонениями мажорности и минорности от нейтрального значения, т.е. «музыку для души».

    Слушатель с экстравертной доминантой успешно выделяет сигнал из шума, предпочитает слушать музыку с высоким уровнем громкости, мажорность или минорность музыкального произведения определяет по частотному положению музыкального образа в данный момент.

    Люди с интровертной доминантой значительное внимание уделяют внутренней структуре музыкального образа, мажорность-минорность оценивают, в том числе, и по смещению частоты одной из гармоник в возникающих резонансах, посторонние шумы затрудняют восприятие аудиоинформации.

    Люди с решающей доминантой предпочитают в музыке закономерность, наличие внутренней периодичности.

    Слушатели с воспринимающей доминантой предпочитают в музыке импровизацию.

    Каждый по себе знает, что одна и та же музыка на одной и той же аппаратуре и в одном и том же помещении не всегда воспринимается одинаково. Вероятно, в зависимости от психоэмоционального состояния наши чувства то притупляются, то обостряются.

    С другой стороны, излишняя детализованность и натуральность звучания может раздражать усталого и обременённого заботами слушателя с сенсорной доминантой, что в таком состоянии он предпочитает слушать музыку размытую и мягкую, грубо говоря, предпочтёт слушать живые инструменты в шапке-ушанке.

    В какой-то степени на качество звука оказывает влияние «качество» напряжение сети, которое в свою очередь зависит как от дня недели, так и от времени суток (в часы пиковой нагрузки напряжение сети наиболее «загрязнено»). От времени суток зависит и уровень шума в помещении, а значит и реальный динамический диапазон.

    Эффект маскировки
    Ночью, в условиях тишины, слышны писк комара, тиканье часов и другие тихие звуки, а в условиях шума трудно разобрать громкую речь собеседника. В реальных условиях акустический сигнал не существует в абсолютной тишине. Посторонние шумы, неизбежно присутствующие в месте прослушивания, маскируют в определённой мере основной сигнал и затрудняют его восприятие. Повышение порога слышимости одного тона (или сигнала) при одновременном воздействии другого тона (шума или сигнала) называют маскировкой.

    Экспериментально установлено, что тон любой частоты маскируется более низкими тонами значительно эффективнее, чем более высокими, иными словами, низкочастотные тоны сильнее маскируют высокочастотные, чем наоборот. Например, при одновременном воспроизведении звуков 440 и 1200 Гц с одинаковой интенсивностью, мы будем слышать только тон частотой 440 Гц и только выключив его, услышим тон частотой 1200 Гц. Степень маскировки зависит от соотношения частот и носит сложный характер, связанный с кривыми равной громкости.

    Чем больше соотношение частот, тем меньше эффект маскировки. Это в значительной степени объясняет феномен «транзисторного» звучания. Спектр нелинейных искажений транзисторных усилителей простирается вплоть до 11 гармоники, в то время как спектр ламповых усилителей ограничивается 3...5 гармоникой. Кривые маскировки узкополосным шумом для тонов разных частот и уровней их интенсивности имеют разный характер. Чёткое восприятие звука возможно в том случае, если его интенсивность превышает определённый порог слышимости. На частотах 500 Гц и ниже превышение интенсивности сигнала должно быть около 20 дБ, на частоте 5 кГц - около 30 дБ, а на частоте 10 кГц - 35 дБ. Эту особенность слухового восприятия учитывают при записи на носители звука. Так, если отношение сигнал/шум аналоговой грампластинки около 60...65 дБ, то динамический диапазон записанной программы может быть не более 45...48 дБ.

    Эффект маскировки оказывает влияние на субъективно воспринимаемую громкость звука. Если составляющие сложного звука расположены по частоте близко друг к другу и наблюдается их взаимная маскировка, то громкость такого сложного звука будет меньше громкостей его составляющих.

    Если несколько тонов расположены по частоте настолько далеко, что их взаимной маскировкой можно пренебречь, то их суммарная громкость будет равна сумме громкостей каждой из составляющих.

    Достижение «прозрачности» звучания всех инструментов оркестра или эстрадного ансамбля является сложной задачей, которая решается звукорежиссёром - умышленным выделением наиболее важных в данном месте произведения инструментов и другими специальными приёмами.



    Бинауральный эффект
    Способность человека определять направление источника звука (благодаря наличию двух ушей) называетсябинауральным эффектом. К уху, расположенному ближе к источнику звука, звук приходит раньше, чем ко второму уху, а значит, различается по фазе и амплитуде. При слушании реального источника сигнала бинауральные сигналы (т.е. сигналы, приходящие к правому и левому уху) статически связанны между собой. Точность локализации источника звука зависит как от частоты, так и от его местонахождения (спереди или сзади слушателя). Дополнительную информацию о расположении источника звука (спереди, сзади, сверху) орган слуха получает, анализируя особенности спектра бинауральных сигналов.

    До 150...300 Гц человеческий слух обладает очень малой направленностью. На частотах 300...2000 Гц, для которых длина полуволны сигнала соизмерима с «межушным» расстоянием, равным 20...25 см, существенны фазовые различия. Начиная с частоты 2 кГц направленность слуха резко убывает. На высших частотах большое значение приобретает разность амплитуд сигналов. Когда разница в амплитудах превышает пороговое значение, равное 1 дБ, то кажется, что источник звука находится на той стороне, где амплитуда больше.

    При асимметричном расположении слушателя относительно громкоговорителей возникают дополнительные интенсивностные и временные разносы, которые приводят к пространственным искажениям. Причем, чем дальше КИЗ (кажущийся источник звука) от центра базы, тем меньше они подвержены искажениям.

    Погрешность оценки азимута источника звука в горизонтальной плоскости спереди составляет 3...4°, а сзади и в вертикальной плоскости — примерно 10...15°, что объясняется экранирующим действием ушных раковин.

    Особенности субъективного восприятия стереофонических фонограмм
    В отличие от монофонического стереофоническое звучание имеет объемность (естественную акустическую перспективу), стереофоническую разрешающую способность (определяемую субъективно локализацию отдельных элементов звукового образа в определенных точках пространства) и акустическую атмосферу (эффект возникновения у слушателя ощущения присутствия в первичном помещении).

    В процессе слияния звучаний двух колонок образуется кажущийся источник звука (КИЗ) в том случае, если сигналы, излучаемые обоими громкоговорителями, статистически связаны (коррелированны).

    Если говорить об эффекте «присутствия» как о воссоздании первичного поля, то следует иметь в виду, что в большинстве случаев оно вообще отсутствует (за исключением бифонических записей).

    Совокупность КИЗ, различающихся положением в пространстве, называют пространственной звуковой панорамой или стереопанорамой. В общем случае положения КИЗ в субъективном слуховом пространстве не совпадает с положениями действующих источников звука.

    Взято отсюда http://www.ptc73.ru/sluh.shtml
     
  2. Skripka

    Skripka "."

    Регистрация:
    28 сен 2011
    Сообщения:
    12.128
    Авто:
    9.5
    НУ! Взято от туда и нафига, где выводы.
    Осилив весь текст - дык это McLaren F1 покупать нужно и строить в нем систему, так чтоб до ушей правильно доходило. Хотя если применить цифровую задержку (аудиофилы сейчас срыгнут) то можно и в седане добиться правильного дохождения сигнала до ушей, а нужно!?
    Большинство даже не рассматривают вариант установки разнесения одной колонки по частоте в высоту двери.
    В исключение лишь вариант Макинтоша на лампах но это 0, о1% Сааберов, еще 20% устраивает ХерманКарден - не задумываясь о его внутренностях, а также о защитной вставке в задней двери...
    Да стерео воспроизведение останется эталоном воспроизведения музыки как таковой еще долго, ибо концертная/классическая музыка не может быть квадро долби или тнх, но в наших авто, по нашим дорогам, с нашими нервами и ушами -
    - короче думаю тот кто шарит и кто понимает что он всё слышит уже давно всё сделал!
    p.s. Нужны вакуумные двери, лобовые стекла последнего поколения, пневмоподвеска, виброгассители пассивные и активные, двойные стекла дверей (у нас большая площадь), изолятор между выхлопом и кузовом как у современных авто, качественная разнесенная акустика со своими настройками, усь-НайЭнд, САКД - вертушка, диски как минимум AАD, и уши проверенные.
    Вывод: Ролс-Ройс мне не по карману.:)
     
  3. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    ...и еще нельзя глушить авто, в холодное время года)))
    Ну зачем же так углубляться! Все ведь проще.

    Я хотел донести следующую мысль:
    Каждый человек слышит немного по-разному и понятия о "хорошем звучании" у каждого свои.
    Правильно подметил - "задержка" и "срыгнут")))
    Лично мне нравится играть с задержками. Я чувствую музыку лучше. Конечно разнесенку надо делать, но все по мере возможности и желания.

    Я бы рад, но жаба... жаба не рада. Да и не вижу смысла вбухивать много-много сил и денег в это дело.
    Я делал систему до 30.000р (чтоли? или больше?)
    И недавно слушал что то вроде 180.000р.
    Итог? Да лучше.... но жаба и все эти переделки. короче или старею я, или тупо не нужно.

    Взял сейчас машину, поставил туда недорогое ГУ от альпайна, которая даже дисков не знает, но ААС спасает...(а от кого, если усь встроенный?)))
    На фронт кинул morel 2 компонента за 3 тысячи рублей... по штатной проводке...
    ...а шумку не сделал.

    И теперь голову ломаю... Саб ставить некуда, хотя есть одна идейка... или просто шумку накинуть.. но опять все разбирать... а там такой завал на НЧ диапазоне, его практически нет...
    В общем лень теперь, да и некогда, хотя скорее это отмазки для самого себя...

    Я к тому что вроде как и денег немного надо, а с другой стороны нахрена оно мне?))) ...А хочется где то в глубине души!
     
  4. saab923

    saab923 Завсегдатай

    Регистрация:
    26 мар 2010
    Сообщения:
    2.844
    Адрес:
    Ярославль
    Авто:
    увы
    не так все печально, не так...
     
  5. Skripka

    Skripka "."

    Регистрация:
    28 сен 2011
    Сообщения:
    12.128
    Авто:
    9.5
    Нет не всё так печально, нужно выбрать для себя золотую середину и всё.
    Я просто не пойму зачем качать большую мощу в данных объемах, а многие исходят именно от этого и потому теряют в качестве - но им оно уже не нужно.
    Удачи вам в построении ваших систем!
     
  6. Валер

    Валер Завсегдатай

    Регистрация:
    5 мар 2012
    Сообщения:
    1.647
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    СПб
    Авто:
    9-5 2000 2,3аэро 5-АКПП универсал
    да, хорошая статья.
     
  7. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    Как один из ярких примеров, могу привести следующее...

    Когда я только начинал вникать во все это дело, то заметил кое-что очень и очень интересное.
    Чем дороже ставишь систему, тем сильней слышно ньюансы в музыке (точнее не в музыке, а в качестве исходника)

    Приведу грубый пример
    Прослушав одну и ту же композицию (на неплохо подготовленной системе), скажем в MP3 и в AAC... файл МП3 не просто будет резать слух, как "формат", а реально он ужасно заиграет...
    Но! Есть одно большое НО, которое я услышал собственными ушами!
    Дали мне погонять ламповый усилитель..... сел я значит в наушники, и вот это да! Ощущения такие, как будто совершенно на всех композициях подняли качество раз в десять!
    В тот момент я понял что такое "теплый ламповый звук"...и как его подают)

    Ламповый усь, как бы сглаживает все неровности и острые углы, при этом звук становится ближе к натуральному, хоть и теряет немного в четкости, резкости.
    А цифровой усь наоборот подчеркивает все изъяны, делает их резче. Хоть, казалось бы это и более правильно, мол берите исходники на голдовых дисках, но все же!
     
  8. Валер

    Валер Завсегдатай

    Регистрация:
    5 мар 2012
    Сообщения:
    1.647
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    СПб
    Авто:
    9-5 2000 2,3аэро 5-АКПП универсал
    разница в "округлости" звучания между лампой и транзистором, мне показалось, именно в величине амплитуды последних гармоник. В цифре они громче и следовательно высокочастотные призвуки мы слышим лучше, возможно это и делает звук резче, "замусоривая" его.
    На старых полевых транзисторах, я слышал подобный звук, не совсем лампа, но очень близко.
     
  9. Skripka

    Skripka "."

    Регистрация:
    28 сен 2011
    Сообщения:
    12.128
    Авто:
    9.5
    Не ААС, а AAD/ADD/DDD - это форматы оцифровки звука на CD, SACD вообще не видел и не слышал, к сожалению.
    И то что могут воспроизвести качественные наушники (из граболитной дзельквы или подобного) не каждые динамики смогут озвучить.
    Вопросы:
    1- Давайте попробуем разобраться для начала куда в салоне установить динамики и какие и нужен ли саб!?
    2- Если использовать стандартный Харман, кто знает какие характеристики он выдает на какие каналы. Микросхемы мощности я так понял у него одни и те-же, а вот ограниченна ли амплитуда и срезаны ли частоты я не знаю?
     
  10. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    Формат AAC это такой... как бы очень улучшенный MP3 но еще не FLAC
    Формат очень близкий к FLAC

    Разницу по звучанию с ламповым усилителем и цифровым слышно практически в 99% наушников, почти любому.

    По вопросам у нас я так понимаю разгорается холивар) Это здорово)

    По первому вопросу:
    1. Для начала обычно смотрят на компоновку салона и на какие изменения будет готов пойти владелец.
    2. Тут уже выясняется какой из вариантов будет инсталлицо... Это либо трехполоска (двухполоска), либо двухполоска с сабом, и еще может быть трехполоска с сабом (но не встречал такие еще)
    По факту видим всего два разумных варианта. Две полосы+саб или Три полосы
    3. По инсталляции опять же смотрят на компоновку салона и где будут уши слушателя. Отсюда выбирается высота расположения динамиков, доворот и прочее.
    Понятное дело НЧ ставят как правило в самый низ (допустим двери)
    СЧ - на уровне сисек
    ВЧ - выше чем СЧ
    Это для 3 компонентов

    Для СЧ+ВЧ+САБ:
    В идеале СЧ ставить чуть ниже пояса (можно долго спорить конечно)
    ВЧ там же где и ВЧ на 3 полосы
    САБ выбирается по компоновке, чем ближе, тем лучше.

    Также нельзя забывать о вибро-шумоизоляции.
    И еще один из очень важных моментов - салон. Салон надо чем то обшивать. Чем то вроде алькантары.
    В противном случае получаются паразитные звуки из-за отражения от твердых поверхностей.

    Теперь какие динамики ставить?!
    Тут уже все намного проще - бюджет. предпочтения в музыке. вариантов сотни, никто сразу не скажет что именно нужно вам.
     
  11. Rodion

    Rodion Завсегдатай

    Регистрация:
    31 янв 2009
    Сообщения:
    2.526
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Сочи
    Авто:
    Нет машины :(
    Авто:
    продал все
    :ob
     
    Rusik нравится это.
  12. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    Не без твоего опыта, Родион)
    Кое что ты подсказал, кое что я почитал, кое что попробовал на практике)

    Действительно завал идет в ~500гц, надо выше динамик ставить. Правильно ты говорил!
     
  13. saab923

    saab923 Завсегдатай

    Регистрация:
    26 мар 2010
    Сообщения:
    2.844
    Адрес:
    Ярославль
    Авто:
    увы
    саабер-аудиофил - это ж VIP-палата в Кащенко, никак не меньше.
    одумайтесь - ведь хорошую музыку можно слушать и на плохой аппаратуре :)
     
    Rodion нравится это.
  14. Skripka

    Skripka "."

    Регистрация:
    28 сен 2011
    Сообщения:
    12.128
    Авто:
    9.5
    Можно слушать хорошую на плохом, что и получается в массах.
    Я для себя хочу просто оптимальный вариант, Харман уже куплен, с динамиками по возможности - но долбилки пионер или алпайн не хочется. В дверях всё-же планирую разнести по полосам 1 канал если место позволит.
    А вот про задние двери не понятно мне, непонятно нужно ли делать так же как в передних или у Харма они срезаны?
    Про алькантару - это дефаульт, другой вариант не рассматривается ибо опыт уже был и положительный.
    В общем как столкнусь с проблемами буду знать куда и к кому обратиться - Kaskad - запоминается по смыслу вопроса.
    Спасибо за пояснения. Хитрости/фишки/нюансы приветствуются в обсуждении!
     
  15. Kaskad

    Kaskad Завсегдатай

    Регистрация:
    24 янв 2009
    Сообщения:
    1.918
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    moscow region
    Авто:
    Citroen Berlingo B9 VU Long
    Свайн и Родион тоже в теме, и опыта у них поболе
     
  16. saab923

    saab923 Завсегдатай

    Регистрация:
    26 мар 2010
    Сообщения:
    2.844
    Адрес:
    Ярославль
    Авто:
    увы
    есть простая закономерность: чем лучше проведена подготовка (шумо- и виброизоляция, замена силовой и акустической проводки), тем меньше затрат непосредственно на динамики.

    п.с. а задние двери вообще лучше оставить в покое - с заднего дивана фронт слышно великолепно, а с переднего - задняя пара только утомляет.
     
    Kaskad и Rodion нравится это.
  17. Rodion

    Rodion Завсегдатай

    Регистрация:
    31 янв 2009
    Сообщения:
    2.526
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Сочи
    Авто:
    Нет машины :(
    Авто:
    продал все
    Хотите жить спокойно-даже и не начинайте автозвуком болеть :-) Ну разве что если только других увлечений нет . Такое вот IMHO :)
     
    Kaskad нравится это.
  18. saab923

    saab923 Завсегдатай

    Регистрация:
    26 мар 2010
    Сообщения:
    2.844
    Адрес:
    Ярославль
    Авто:
    увы
    отнюдь. очень даже спокойная жизнь будет. только представь - вокруг тишина, все со стоянки давно ушли, а ты сидишь, закрыв глаза, и слушаешь - тишину между треками. куда спокойнее..
     
    Rodion и Skripka нравится это.
  19. Skripka

    Skripka "."

    Регистрация:
    28 сен 2011
    Сообщения:
    12.128
    Авто:
    9.5
    Вот за это спасибо!
    В Хармане конечно по схеме указанно какие выводы куда, но думаю вне машины удастся провести эксперимент по оценке мощности и частот среза в каждый канал (по одной стороне) ибо рассматривая плату это не понять, но зная что динамики стоят разный в дверях думаю я не ошибаюсь - послушаем.
     
  20. Dimasty22

    Dimasty22 Пользователь

    Регистрация:
    3 июн 2013
    Сообщения:
    87
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Москва
    Авто:
    Saab 9-5 M02 Aero
    Вставлю свои 5 копеек за тыловые динамики в дверях.
    Был у меня субарик и очень хотел качественный звук, наткнулся на схему Хафлера ,
    так вот разницу почувствовал сразу, особенно на концертных записях, джаз, классика.
    Советую от задних колонок не отказываться) :vic
     

Поделиться этой страницей

Пользователи просматривающие тему (Пользователей: 0, Гостей: 0)