Если интересно кому-нибудь - буду публиковать здесь переводы статей с сайтов музея сааб по истории марки и моделям. Ну и дополнять по мере возможности тем что найду. Если уже было такое - ткните - сам с радостью почитаю.
Ursaab - начало истории Со шведского языка Ur переводится как первый, Ursaab был первым прототипом автомобиля шведской марки. Проект 92, названный так, потому что номера 90 и 91 уже использовались в обозначении моделей самолетов, был запущен в 1945 году. В управлении Сааб решили, что Вторая Мировая война близится к концу и необходимо иметь гражданскую продукцию и абстрагироваться от военных самолетов. Появились идеи производства мотоциклов, автомобилей и даже встроенных кухонь! Другие шведские производители уже имели производство мотоциклов, Volvo уже производила автомобили, а грузовики производились Scania-Vabis. Saab должен был сделать правильный выбор - небольшой доступный автомобиль. Таким образом Saab нашел свою нишу. В проекте 92 принимало участие всего 20 человек во главе с Gunnar Ljungstr?m. Дизайнер Sixten Sason и инженер Gunnar Ljungstr?m создали Ursaab и вышедший в серию Saab 92. Масштабная модель Ursaab 1:10 проходила испытания в аэродинамической трубе в Swedish Royal Institute of Technology, модель показала выдающийся и в наше время коэффициент 0,32. Первые рисунки и дизайн был готов к январю 1946 года, а полноразмерная модель в черном лаке была готова к 15 апреля. Модель была гоотва с некоторыми оговорками, Ljungstr?m говорил: "... если он экономи до 100 литров топлива в год - не важно, что он выглядит как лягушонок". 92.001 - оснащался двухцилиндровым, двухтактным 18-ти сильным двигателем DKW, топливным баком Auto-Union и другими компонентами, находящимися в легком доступе. Ursaab был компактным, переднеприводным, с конструкцией кузова - Монокок - редкое сочетание качеств для сороковых годов, которой стало возможным благодаря включению в автопроизводство производителей самолетов без багажа опыта в производстве автомобилей. Это тот тип нестандартного мышления, которое осталось типичным для Saab до сих пор. Первый Ursaab с, зарегистрированный E14783, был полностью готов летом 1946 года и немедленно отправился на испытания днем и ночью. К этому времени Сааб обзавелся собственными планами по двигателю и, благодаря испытаниям стало ясно как улучшить 92.001. 92.001 имел очень толстые двери, слишком толстые, они были непрактичными. Передние колеса располагались слишком близко в аэродинамическом дизайне Sason'а и приводили к застреванию в снегу зимой. Были обозначены пути по которым автомобиль будет улучшен для серийного производства. Зимой 1946 одна шведская газета написала: "...предотвращает все старания водителя разбить себя" (больше 60 лет спустя Ursaab находится в рабочем состоянии в музее Сааб, в Тролльхэттане). UPD: 20 января 2012 в связи с банкротством марки сааб все экспонаты распроданы с аукциона. В 1947 команда Сааб переехала из Линчепинг в Тролльхэттан а началось производство автомобилей. Родственный автомобили 92.002 и 92.003 проходили испытания по дорогам со всевозможными покрытиями и вместе с 92.001 они прошли более 530,000км, что эквивалентно 13ти путешествиям вокруг земли. Техническая спецификация: Кузов - двухдверный пятиместный седан Двигатель - поперечно, 2 цилиндра в ряд, 76х76мм, 692сс, степень сжатия 5,8:1; 20лс при 3800обвмин; 57Нм при 2300обвмин. Двухтактный, Алюминиевая головка блока, корпус из литого металла; коленвал на 3х подшипниках; карбюратор Солекс; водяное охлаждение; передний привод; трехскоростная коробка передач. Шасси - единое; независимая передня подвеска на торсионах; телескопические амортизаторы; рулевая рейка; Топливный бак 30 литров; шины 5,0х15 3". Габариты - колесная база 297см; передняя колея 118см; задняя колея 118см; Длина 398см; Ширина 167см; высота 143см.
может отдельную колонку можно выделить на главной странице? такая тема должна быть у всех на виду даже когда через несколько месяцев у Сааба снова будет всё хорошо))
Я не готов пока предоставить много материала, буду раз в недельку обновлять, когда время появляется. Пока вот еще
Saab 92 Модельный год 1950 - 1952 Производство в полном объёме Сааб 92 началось 12 декабря 1949. В 1950 было выпущено 700 моделей. 1951 модельный год был идентичен 1950, за исключением того, что немецкие инструменты VDO заменили американские Stewart-Warner. Крупнейший шведский дистрибьютор Philipsons имел лист ожидания на Сааб 92 от 15,000 до 35,000 человек. Philipsons имел эксклюзивные права продажи, так как они гарантировали выкупить первые 8,000 автомобилей в первые четыре года. Но наиболее важным для компании Сааб было то, что дистрибьютор оставил крупный аванс, позоливший организовать производство. Сааб произвел 1,246 автомобилей в 1950 году (все они были зелеными), и производство выросло на 2,000 машин в следующем году. Цель в 8000 машин за четыре года была превышена на 1000 машин. Стоимость производства была критической для Сааба, и только 17% стоимости составляли импортные материалы. Работал принцип Генри Форда: "Вы можете приобрести автомобиль любого цвета, при условии, что этт цвет зеленый", зеленый - в случае Сааба. Причиной, по которой автомобили красили в зеленый цвет было то, что у предприятия остались большие запасы зеленой краски после войны. Хорошо это или плохо..., тем не менее это остается интересным фактом. На сааб 92 устанавливали двухциллиндровый, двухтактный мотор 764сс мощностью 25 лошадиных сил с водяным охлаждением. Максимальная скорость составляла около 105 км/ч. Автомобиль оснащался трехскоростной коробкой передач без синхронизаоторов. В 1953 Сааб 92 заменили моделью 92В, хотя это обозначение тогда не использовалось. Модельные годы и изменения 1949/1950 MY шасси №1-700 двухциллиндровый двухтактный двигатель 764сс; 25лс с водяным охлаждением; мксимальная скорость 105км/ч; трехскоростная коробка передач без синхронизаторов. 1951 MY шасси №701-1469 Во всем идентичен предыдущим, кроме инструмента German VDO, которые заменили American Stewart-Warner 1951 MY шасси №1470-5300 Всего до 1956 года было построено 20,128 машин 1949/50 - 1,246 1951 - 2,179 1952 - 2,298 1953 - 3,424 1954 - 5,138 1955 - 5,163 1956 - 680 Всего 20,128(14,828 92B) Техническая спецификация: Кузов - двухдверный четырехместный седан; 805кг. Двигатель - поперечно, 2 цилиндра в ряд, 80х76мм, 764сс, степень сжатия 6,6:1; 25лс при 3800обвмин; 56Нм при 2300обвмин. Двухтактный, Алюминиевая головка блока, корпус из литого металла; коленвал на 3х подшипниках; карбюратор Солекс 32AIC; водяное охлаждение; передний привод; трехскоростная коробка передач. Шасси - единое; независимая передня подвеска на торсионах; телескопические амортизаторы; рулевая рейка; шины 5,0х15 3"; главная передача 5,35:1. Габариты - колесная база 297см; передняя колея 118см; задняя колея 118см;Клиренс 20см; Радиус разворота 11,9м Длина 395см; Ширина 162см; высота 145см. Динамика - макс скорость 105км/ч; усткорение 0-50миль/ч - 26,6с; Standing Mile 26.4secs;
Saab 92B Saab 92B MY 1953 - 1956 Сааб 92В стал первой основной модификацией 92го и был представлен в 1953 году. Обновленный сааб получил увеличенное за днее стекло (не 53% больше), что улучшило обзорность. Новая крышка багажника открывала доступ к багажу снаружи, а багажное отделение выросло на 32% благодаря перемещению запаски и установке аккумулятора в моторном отсеке. А крышка бензобака была перемещена на заднее крыло. Автомобили сааб были особенными (разносторонними), первыми из многих. Сааб выпискал специальный набор, благодря которому, если извлечь задние легкосъемные сидения - можно организовать отличную двуспальную кровать. Стало доступно 4 цвета: серый, сине-серый, черный, и, конечно, зеленый. В 1954 году Сааб официально представил модель 92В. Благодаря нововму карбюратору Солекс 32 BI и новому зажиганию - автомобиль стал выдавать 28лс. Американский корпус фар, который имел тенденцию ослеплять встречный, был заменен на фары фирмы Hella. В качестве опции предлагался большой люк на крыше с текстильной шторкой, но при цене в 600крон покупателей было не много. Новый цвет - темно-бардовый - стал доступен на 10,000 саабе, выпущенном 6 марта 1954. Электрический топливный насос и прямоугольный задние фонари обозначили модификацию 1955 модельного года, но впервые появились на шасси номер 11,001. Стандартными цветами стали серый, темно-бардовый, и серый мох. Сааб 93 был представлен в декабре 1955 года, но производство 92В продолжалось до декабря 1956 - января 1957 года. Добавилось два новых цвета - серозеленый и бежевый. Всего было построено 20,128 автомобилей Сааб 92, из которых 14,828 было 92В с наружной крышкой багажника. Модельные годы и изменения 1953 MY шасси №5,301-8,000 Увеличенное заднее стекло, крышка багажника открывается снаружи, аккумулятор, топливный бак и запасное колесо перемещены, стали доступны разные цвета. 1954 MY шасси №8,001-12,000 Новый карбюратор и зажигание, мощность возросла до 28лс, новые колеса. Краска покрывается лаком. 1955 MY шасси №12,001-19,625 Новые задние фонари, новый электрический топливный насос. 1956 MY шасси №19,626-20,132 Новые бампера. Всего до 1956 года было построено 20,128 машин 1949/50 - 1,246 1951 - 2,179 1952 - 2,298 1953 - 3,424 1954 - 5,138 1955 - 5,163 1956 - 680 Всего 20,128(14,828 92B) Техническая спецификация: Кузов - двухдверный четырехместный седан. Двигатель - поперечно, 2 цилиндра в ряд, 764сс; 28лс Двухтактный, Алюминиевая головка блока, корпус из литого металла; коленвал на 3х подшипниках; карбюратор Солекс 32AIC; водяное охлаждение; передний привод; трехскоростная коробка передач. Шасси - единое; передняя и задняя подвеска на торсионах. Габариты - колесная база 297см; Длина 395см; Ширина 162см; высота 145см.
Saab 93 Saab 93 MY 1956-1958 Сааб 93 был представлен 18 августа 1955 года в ответ на спекуляции прессы о разработках трехциллиндрового двухтактного мотора. Разговоры об этом начались как только DKW представил свой трехциллиндровый двигатель в марте 1953. 1 декабря 1955 года увидела свет новая модель. С рестайлингом Sixten Sason'а добавилось несколько технических особенностей, хотя разделение ветрового стекла сохранялось еще 2 года. У 93 модели появился продольно установленный трехциллиндровый двухтактный двигатель, развивающий 33лс. Новый двигатель имел больший рабочий объем, но развивал большую мощность. Пружины заменили торсионы в передней подвеске, была установлена 12ти вольтовая электросистема. 93й оснащался совершенно новой трехскоростной коробкой передач. Уже в 1957 году Сааб разработал ремни безопасности, которые предлагались в качестве опции на Шведском рынке. Обычные двухточечный ремни безопасности станут стандартными в Швеции. Сцепление Fitchel & Sachs Saxomat было представлено на модели 93 в 1957 году. Саксомат делал возможным переключение передач между 2 и 3 передачей без выжима сцепления. Такое же сцепление устанавливалось на DKW и VolksWagen втечение многих лет. Сааб 93 стал первой моделью официально экспортируемой в первую очередь в США.
Saab 93B MY 1958-1959 Одиннадцать основных модификаций получил Сааб 93, одна из них - 93В, представленная 2 сентября 1957 года. Появилось новое цельное ветровое стекло, позволившее установить большие стеклоочистители, что увеличило площадь очищаемого стекла на 43%. Стрелки указателя поворотов были заменены повторным миганием. Дверные замки и электросистемы были улучшены с точки зрения защиты от воров. Между замком зажигания и стартером установили армированный кабель. Топливный бак стал самосмешивающимся и дозировка масла была снижена с 4% до 3%.
Saab 93F MY 1960 В 1960 году модель 93 получила модификацию 93F, а вместе с ней новые передние двери, открывающиеся по ходу движения. 93F обозначил последний год производства модели 93, что позволило освободиться от старых запчастей на складах, готовиться к производству только что анонсированной модели 96. Было выпущено только 600 машин 93F с новыми задними крыльями и системой охлаждения большей мощности.
Saab GT750 Saab GT750 MY 1958-1960 На автосалоне в Нью-Йорке в апреле 1958 Сааб представил машину, получившую название Gran Turismo 750 - спортивная люксовая модель, представленная специально для растущего амерканского рынка. GT750 имел 2 карбюратора и развивал мощность 50лс. Опициональный тюнинг двигателя сделал возможным выжать из мотора 55лс. Сааб GT750S (Super) был болше спортивным, чем семейным автомобилем. Это подтверждалось более жестким задним диваном, но комфортабельными передними креслами, настраиваемыми по 14 позициям. Сааб GT750S был относительно слабым на низких оборотах и оживал только при 3400об/мин, а переключать передачи для динамичного разгона следовало на 5000об/мин, что было не очень удобно при 3х скорочтной коробке передач. Стала устанавливаться приборная панель Halda Speedpilot и деревянный руль с тремя алюминиевыми спицами. Снаружи GT750 отличался дополнительными двумя фарами, сдвоенными задними фонарями, большими хромированными колпаками. Наружние зеркала заднего вида и эмблемы GT750 дополняли картину.