тут не сама гора является фактором, а изменение высоты участка, т.е. хоть на 1км от уровня моря хоть на 100 метрах ниже уровня скорость будет одна, если на замеряемомо участке высота не изменяется, а если на участке с замером будет разница в высотах, т.е. место старта ниже или выше места финиша, то отклонение скорости будет. вернемся к птичкам: по рисунку видно, что gps показывает пройденный путь по прямой, когда колеса проходят путь более длинный, не сложно догадаться, что при равном времени прохождения у колес должна быть скорость больше чем покажет gps, чтоб уложиться это-же время, собственно совсем абстрактно, если ехать по вертикальной стене в верх со скоростью 100 км/ч, на спидометре будет 100 км/ч, на gps ноль конечно не будет, т.к. есть какая то поправка в нем на изменение высоты над у.м. но данные будут все равно близкими к нулю.
гпс тогда был пионер (карты какие то ребилды игошные), радар не помню, маленький какой то, ехал да на круизе.
на самом деле, используя гражданское ГПС устройство при движении в любом 3D направлении мы имеем истинную скорость, которая вычисляется за счёт доплеровского эффекта с теоретической точностью (+- 1 км.ч) плюс помехи для загрубления гражданского диапазона ( точность уже +-2 км.ч) и практической точностью (мало видимох спутников +-8-9 км.ч), а так же случайных выбросов за счёт вибрации прибора порядка 100-200%. всё это отдаётся пользователю. именно поэтому точность определения скорости по ГПС сигналам бытовыми устройствами находится между "удовлетворительно" и "недостоверно". при этом самое неприятное, что нет чётких математических критериев, которые бы позволили отбракоовывать ложные сигналы. Резюмируя вышесказанное: аргументы "а я вот мерял по ЖЭПЭЭСУ" абсолютно неавторитетны и подлежат максимальному сомнению. правильная калибровка спидометра - это когда ты проезжаешь с постоянной скоростью отрезок пути известного расстояния и делишь на время, затраченное на его преодоление. точность - жэпээсу такая и не снилась.
а так же вот ответ - а должен ли врать спидометр? так что же написано в стандартах отрасли, которыми руководствуются автопроизводители? ГОСТ 1578-76 пункт 1.7 "Основная погрешность спидометра должна быть положительной." Пределы погрешности указаны в таблице 2 (Для нормальных условий. Двадцать, плюс минус пять градусов Цельсия.) таблица2 отметка шкалы ..............до 60км/ч 80+n20(n=0,1,2 итд) допустимая погрешность +4 ......... +(5+n) Это означает, что при движении со скоростью 60км/ч спидометр обязан показывать 64км/час или более. При 160 км/ч из формулы n=(160-80)/20=4, минимальная погрешность должна быть +(5+4)=9км/ч. Другими словами когда вы движетесь со скоростью 160км/ч спидометр обязан показывать 169км/ч или больше. Это требования ГОСТ 1578-76. Если рассматривать вопрос более глобально, то требованием к спидометрам, выражаемом как "основная погрешность спидометра должна быть положительной", пользуются все авто производители во всем мире. При температуре отличающейся от нормальной, у спидометра возникает дополнительная погрешность. Это своеобразная хитрость, заложенная разработчиками стандартов. Попросту говоря, сдвинули в меньшую сторону все отметки шкалы на величину размаха основной погрешности. Этим обеспечивается то, что скорость автомашины всегда равна, или что бывает чаще, меньше отсчитываемой по указателю спидометра.
в догонку: американская статистика ДТП говорит о том, что по причине неточностей показаний GPS-навигаторов, в стране происходят около 20% всех аварий.