Главный авиамузей ВВС Швеции Flygvapenmuseum располагается на авиабазе Мальмен, западная окраина Линчёпинга. В 1919 году здесь начинала свою работу авиастроительная фирма FVM, родоначальница будущего авиационного направления SAAB Авиатехника собрана в 2 больших (основных) залах. В первом экспонаты самого начального периода развития воздухоплавания и шведские военные самолёты 1910-1945 г.г. Во втором зале собрана техника времен «холодной войны». B1 - Breguet C.U 1. В мире остался только один оригинальный самолёт. И он не в этом зале. А этот экземпляр – копия, при ее создании использовано лишь несколько деталей от настоящего самолёта, потерпевшего крушение в 1915 году под Линчёпингом. SK 9 – de Havilland 60T Moth Trainer. Учебно-тренировочный вариант. Британский двухместный биплан, выпускавшийся в 1920-х годах de Havilland Aircraft Company. J 8 – Gloster Gladiator. Британский истребитель-биплан состоял на вооружении Королевских военно-воздушных сил, Королевского военно-морского флота и ВВС многих других стран в конце 30-х г.г. Свастика на фюзеляже синего цвета, финская. После начала финской войны 1939-1940 г.г. 12 истребителей Gloster J8 Gladiator I прибыли из Швеции в составе подразделения F-19 и вместе со шведскими экипажами были включены в состав военно-воздушных сил Финляндии. B 4 – Hawker Hart. 4 самолета также в составе F-19 принимали участие в финской, или как ее называют финны, Зимней войне. B 16/S 17 – Caproni Ca 313. Легкий бомбардировщик-разведчик итальянского производства. Здесь шведский вариант. В 1940 году ВВС Швеции заказали 90 экземпляров. Оригиналы не сохранились. J 20 – Reggiane Re 2000 Falco 1. Одноместный итальянский истребитель второй мировой войны. Полученные Швецией истребители обозначались J-20. В мире осталось два Re 2000 Falco, но этот единственный комплектный. B 17 – Saab 17. Пикирующий бомбардировщик. Первый самолет, разработанный SAABом. До конца 1944 года выпустили 325 самолётов серии В17. На этом экспонате стоит родной двигатель Mercury шведского производства. B 18 – Saab 18. Пикирующий бомбардировщик. Двухмоторный. Экипаж 3 чел. Общий выпуск составил 242 самолета. J 21A – Saab 21. Одноместный истребитель. Отличительная конструктивная особенность – мотор и винт расположены сзади ( как у Карлсона ). Первоначальный заказ ВВС составил 484 самолета, затем сократили до 422 самолетов, а реально построили только 298. SAAB J 21R. Многоцелевой истребитель. Первый реактивный SAAB. На сегодняшний день единственный оставшийся J-21R. После кратковременного использования J-21R в качестве истребителя было решено использовать самолет только как штурмовик. Истребитель не состоялся, но и применение в роли штурмовика тоже дало немного. J 26 – North American P-51D Mustang. Американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия периода второй мировой войны. В ходе поставок по ленд-лизу СССР были предоставлены 10 «Мустангов». HKP 1 – Boeng Vertol 44A. МЧС-ский вертолет. Прозвище «летающий банан». На борт мог брать около 2 т груза. JAS-39 Gripen. Многоцелевой истребитель четвертого поколения. Сборка первого опытного самолета JAS-39B (39800) завершилась к 1 сентября 1994 г., а его первый полет состоялся 29 апреля 1996 г. HKP 2 – Sud Aviation SE 3130 Alouette II. Французский многоцелевой вертолет. Экипаж 1 чел. Серийный выпуск – 1956 -1975 г.г. Использовался в вооруженных силах в качестве разведывательного, связного, тренировочного, противотанкового и в гражданской авиации для решения задач общего назначения. J 34 – Hawker Hunter. Британский многоцелевой истребитель. HKP 4 – Boeing Vertol 107. Многоцелевой транспортный вертолет. Тот самый вертолет шведских ВМС, что регулярно обнаруживал подводные лодки в шведских водах Балтийского моря. Опытный образец начал собираться в мае 1957 г., а его первый полет состоялся 22 апреля 1958 г. В Швецию поставлялись в 1962-63 г.г. Saab 35 Draken. Многоцелевой истребитель. Первый полет состоялся 25 октября 1955 г. 26 января 1956 г. самолет преодолел скорость звука. Серийное производство самолета развернулось к середине 1959 г. Двигатель на большинстве вариантов Дракона Volvo Flygmotor RM-6C (Avon Series 300). Максимальная скорость на высоте 11 000 м 2165 км/ч. Практическая дальность 3250 км. AJS 37 - Saab Viggen. Тактический ударный истребитель третьего поколения. Первый западноевропейский боевой самолет, оснащенный цифровым компьютером, который должен был обеспечивать навигацию, управление оружием, контроль за выработкой топлива, а также управление информационным полем кабины летчика. Saab 29 Tunnan. Многоцелевой истребитель по прозвищу «летающая бочка». Первый и единственный самолет ВВС Швеции, принимавший участие в военном конфликте за пределами страны. В 1961-62 годах в Конго в составе войск ООН подавляли мятеж генерала-самозванца Чомбе. TP 79 Douglas DC-3. Американский ближнемагистральный транспортный самолет. Стоит на улице с правой стороны от входа в музей. Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин. Кроме осмотра техники в музее можно попробовать «полетать» на симуляторе JAS 39 Gripen. Для детей на 3 этаже много всяких развлечений, игры и игрушки, интерактивная выставка. На входе/выходе магазин и кафе. Вход бесплатный. Всё. Спасибо за внимание!